Более половины регионов России увеличили доходы в год пандемии

Ростовская область, 1 февраля 2021. DON24.RU. По итогам 2020 года региональные бюджеты смогли справиться с повышенной нагрузкой. Положительная динамика реального прироста доходов говорит о том, что кризисный период не смог в значительной мере пошатнуть бюджеты, сообщает первый заместитель министра финансов России Леонид Горнин.Увеличение доходовЗамминистра отметил, что, несмотря на пандемию, доходы регионов в реальном выражении выросли на 5%. Однако ситуация с доходами улучшилась только ко второй половине года. Сокращение налоговых и неналоговых доходов по итогам года составило всего 2%, в то время как в первом полугодии оно достигало 9%. При этом у 48 регионов данный показатель остался положительным (Чукотский АО, Магаданская, Амурская, Воронежская, Псковская, Тверская, Калининградская, Смоленская области и др).Важную роль в данном процессе сыграл налог на прибыль организаций, его поступления сократились на 13% (-431 млрд руб). В список регионов с наибольшим его снижением попали в основном те территории, в отраслевой структуре прибыли которых высокая доля нефтегазового сектора, а также добычи и переработки металлов. Что касается регионов с диверсифицированной экономикой (22 региона), там был отмечен прирост поступлений налога на прибыль (Тамбовская, Воронежская, Амурская, Ленинградская, Тверская области и др).Отдельно стоит отметить повышение поступлений НДФЛ (на 8%, или на 297 млрд руб) и акцизов (на 6%, или на 43 млрд руб).Помощь из федерального центраДля помощи регионам в увеличении общего объема доходов федеральное правительство провело контрциклическую политику. Одним из главных ее инструментов стало предоставление финансовой поддержки, объем которой в прошлом году вырос на 54% и составил 3,8 трлн рублей. Нецелевая поддержка увеличилась на 41%, а на финансирование нацпроектов выделили 815 млрд рублей.«Общий объем дополнительной нецелевой финансовой помощи регионам составил 300 млрд руб, что превышает общий объем сокращения налоговых и неналоговых доходов регионов, составивший 194 млрд руб», — сказано в сообщении.Другой инструмент антикризисной политики — это бюджетные кредиты. Общий их объем за декабрь 2020 года составил 224 млрд руб. Они были доступны 75 регионам России.Рост расходовРост финансирования расходов в регионах страны на 15% обеспечили, в том числе за счет федеральных средств. Оплата труда потребовала увеличения расходов на 14%, а расходы на капитальные вложения возросли на 10%.Наибольший рост был зафиксирован, как и ожидалось, в сфере здравоохранения — 72%. Социальная политика послужила увеличению расходов на 24%, а физическая культура и спорт — на 13%. Траты на дорожное хозяйство также увеличились (11%), что можно сказать и о национальной экономике (8%). «Объем остатков средств на счетах регионов сократился с начала 2020 года (на 27%, или 552 млрд руб) и вместе с тем составил 1,5 трлн руб, что создает резерв для финансирования расходов в текущем году», — отмечает замминистра.21 млрд рублей на конец года составили уменьшенные на 19% объемы кредиторской задолженности.Бюджеты с дефицитомВ основном, сводили бюджет с дефицитом регионы с сырьевой отраслью. 560 из 677 млрд рублей дефицита пришлись на 16 регионов с высокой долей ТЭК в их структуре доходов, а также на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Однако из-за высокой степени обеспеченности данных территорий такое сокращение доходов не стало для них критичным.Заместитель министра добавил, что всего 32% дефицита были профинансированы за счет средств из федерального бюджета, а 56%  - за счет остатков на счетах самих регионов.Структура долгов и долговая нагрузка«По итогам 2020 года государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился на 383 млрд руб, или на 18%, и достиг 2496 млрд руб. Размер долга муниципальных образований практически не изменился, поскольку основное бремя антикризисных мероприятий регионы взяли на себя», — сказано в сообщении.Задолженность перед кредитными организациями за 2020 год сократилась на 5,6 млрд руб. При этом, несмотря на рост госдолга регионов в целом, его структура улучшилась, что можно сказать и о долговой нагрузке. Ее показатель, равный соотношению общего размера государственного долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов, на 1 января 2021 года составил 27,3%. Этот показатель в значительной мере уступает максимуму, который был зафиксирован после кризиса 2014 года и составил 36,5%:«Таким образом, долговая нагрузка регионов остается на безопасном уровне, который примерно соответствует уровню конца 2012 года».Чего ждать дальше?На 2021 год федеральным бюджетом предусматривается предоставление 220 целевых межбюджетных трансферов, включая субсидии и субвенции. Соглашения уже заключены на сумму более 1,4 трлн рублей.В федеральном бюджете также предусмотрено и 100 млрд рублей, направленных на частичную компенсацию выпадающих в регионах доходов. Вероятность дополнительной поддержки также весьма высока, добавил Леонид Горнин.«Таким образом, в 2020 году контрциклическая бюджетная политика Федерации в отношении регионов позволила не только сдержать падение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, но и обеспечить рост их реального объема. В свою очередь это дало субъектам возможность не только выполнить все социальные обязательства, но и активно участвовать в реализации антикризисных мероприятий по поддержке экономики, населения, а также ускоренного развития системы здравоохранения, сохраняя безопасный уровень государственного долга в целом по бюджетной системе», — подвел итоги замминистра.Ранее Минфин РФ смягчил условия бюджетного кредитования регионов.

Информационный портал ПРО-НОВОШАХТИНСК — новости Ростовской области.


Источник: don24.ru
20:21
ADM